Владимир Атлантов биография

Владимир Атлантов биография

Владимир Атлантов биография
Владимир Атлантов биография

Биография Владимир Атлантов

Родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде, в семье оперных певцов. Отец — Атлантов Андрей Петрович (1906-1971), бас, солист МАЛЕГОТа и Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Мать — Елизарова Мария Александровна (1897-1978), лирическое сопрано, педагог, Заслуженная артистка РСФСР, солистка МАЛЕГОТа и Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, после этого — консультант по вокалу в Кировском театре. Супруга — Милашкина Тамара Андреевна (1934 г. рожд.), выдающаяся оперная певица, лирико-драматическое сопрано, Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР. Дочь — Атлантова Лада Владимировна (1963 г. рожд.).

Владимир Атлантов вырос за кулисами театра. Он до срока начал заниматься сольным пением: в возрасте 6 лет поступил в Ленинградскую государственную академическую хоровую капеллу имени М.И. Глинки, которую окончил по специальности дирижера хора. В 1957 году он был принят на открывшееся подготовительное отделение при вокальном факультете Ленинградской государственной консерватории. Спустя два года Владимир Атлантов поступил на вокальный факультет консерватории в класс Петра Гавриловича Тихонова (тенор), оперный класс Алексея Николаевича Киреева, где столкнулся с определенными вокальными проблемами (неправильными навыками певческого дыхания, приобретенными в результате хорового пения в детском возрасте). По личной просьбе Атлантов был переведен в класс Натальи Дмитриевны Болотиной (драматическое сопрано). По словам певца, осилить вокальные проблемы ему помог приём Карузо, с которым он познакомился в книге Фучито Сальва и Бейера «Искусство пения и вокальная методика Карузо» (1935). Занятия шли в такой степени удачно, что уже в 1962 году, ещё будучи студентом 4-го курса, Атлантов был принят в труппу Кировского театра стажером. В 1963 году Атлантов удачно окончил консерваторию и поступил в Кировский театр уже на пост солиста.

Учась на последнем курсе консерватории, в оперной студии при ней он подготовил и спел три партии: Ленского в опере «Евгений Онегин», Альфреда в «Травиате» и Хозе в «Кармен». Эти же партии позднее вошли в репертуар певца в Кировском театре.

В 1962 году Владимир Атлантов получил серебряную медаль на II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки и был направлен на вокальную стажировку в Милан, в Школу усовершенствования оперных певцов при театре «Ла Скала», где провел два сезона (1963/64, 1964/65). Певцы из СССР занимались вокальной техникой у прославленного маэстро, в прошлом известного лирического тенора Э. Барра, а ещё готовили по две за период оперные партии с бывшим ассистентом Тосканини, дирижером и концертмейстером Э. Пьяцца. За свой основополагающий период в школе при «Ла Скала» Владимир Атлантов подготовил партии Герцога Мантуанского и Рудольфа (оперы «Риголетто» и «Богема»). За второй период — партии Ричарда (опера Верди «Бал-маскарад») и Каварадосси (опера «Тоска» Пуччини). Именно в Италии Атлантов приобрел свои основные технические навыки.

По возвращении из Италии в 1965 году Атлантов подготовил и спел в Кировском театре во время его гастролей в Москве партию Альваро в опере Верди «Сила судьбы». Услышав его, популярный америкосский импресарио С. Юрок, работавший с артистами из Советского Союза, пригласил Атлантова в его первое заграничное турне для выступления в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, но тот не смог достигнуть официального разрешения им употребить.

В 1966 году, в возрасте 27 лет, Атлантов реализовал на сцене Кировского театра под управлением дирижера Константина Симеонова одну из своих коронных ролей — партию Германа в «Пиковой даме» Чайковского. В том же 1966 году Атлантов стал победителем (первая премия и золотая медаль) III Международного конкурса имени П.И. Чайковского, на котором в тот год конкурс по специальности «сольное пение» был объявлен впервой. После этой победы Владимира Атлантова перевели в Большой театр. Ранее, за время работы в Кировском театре, он немного раз выступил в Большом театре в качестве гастролера. Его первыми спектаклями в Москве в 1964 году стали «Травиата» (4 октября) и «Евгений Онегин» (7 октября).

В 1967 году юный певец занял призовые места на престижных международных конкурсах в Софии (III Международный конкурс, первая премия) и в Монреале (Международный конкурс вокалистов, четвертая премия). В том же году, во время знаменитых первых обменных гастролей двух театров, Владимир Атлантов в составе труппы Большого театра напевал в Милане на сцене «Ла Скала».

На сцене Большого театра Владимир Атлантов осуществил 18 партий, из них 13 новых. В репертуар певца вошли: Альфред — «Травиата» Верди (1964); Ленский — «Евгений Онегин» Чайковского (1964); Хозе — «Кармен» Бизе (1966); Герман — «Пиковая дама» Чайковского (1968); Владимир Игоревич — «Князь Игорь» Бородина (1968); Пинкертон — «Чио-Чио-сан» Пуччини (1968); Дон Карлос — «Дон Карлос» Верди (1970); Каварадосси — «Тоска» Пуччини (1971); Паоло — «Франческа да Римини» Рахманинова (1973); Семен — «Семен Котко» Прокофьева (1973); Водемон — «Иоланта» Чайковского (1974); Самозванец — «Борис Годунов» Мусоргского (1974); Садко — «Садко» Римского-Корсакова (1976); Дон Жуан — «Каменный гость» Даргомыжского (1976); Отелло — «Отелло» Верди (1978); Моцарт — «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (1978); Канио — «Паяцы» Леонкавалло (1985); Андрей — «Мазепа» Чайковского (1986).

Голос Владимира Атлантова — лирико-драматический тенор — исключителен по красоте тембра, выразительности и мощи. Природный артистизм, счастливая сценическая обличье и техническая воля позволили певцу созидать на сцене оперные образы, захватывающие нетривиальностью психологических характеристик и звуковым великолепием. Многие из них — Герман, Каварадосси, Хозе, Отелло, Канио — вошли в историю Большого театра как эталоны исполнительского мастерства. Вершинными достижениями певца являются ещё образы Дон Жуана и Самозванца.

В своих ранних лирических партиях, раскрывая образы Ленского и Альфреда, Атлантов повествует о здоровущий, всепоглощающей любви. Несмотря на различие этих образов, героев объединяет владеющее ими ощущение как один толк жизни, средоточие всей глубины, красоты натуры. Лирическое начало, приумноженное годами совершенствования, ослепительно сказывалось и на последующем драматическом репертуаре певца. Тема любви, которую нужно отстаивать, за которую приходится сражаться, любви как испытания прочности, праведности души, любви, не прощающей предательства и падения, осталась одной из основных в творчестве Атлантова. В образе Каварадосси, в частности, Атлантов в свое время всего выявляет гений любви, жажду жизни для любви. Вместе с тем в любом фрагменте этой партии он неизменно подчеркивает тот душевный стержень, тот, что формирует натуру его героя — человека свободолюбивого и независимого, мужественного и гордого.

Искусство Владимира Атлантова в первую очередность устремлено к тому, чтобы донести до слушателя психологическую правду характера. Для этого певец привлекает бесконечные оттенки вокальной выразительности. Стараясь сильно пробраться в проект композитора, Атлантов неизменно видит воплощаемый образ по-своему и может отыскать для него точное музыкально-драматургическое вывод. Так, Самозванца в «Борисе Годунове» Мусоргского он изображает раньше всего натурой незаурядной, полемизируя с теми исполнителями, которые видят в нем простака, возомнившего себя самодержцем. В его Самозванце ощущается скрытая мощь, явственно проступают черты дерзкого, но трезвого и расчетливого честолюбца.

Психологическая окраска звука, фразы, интонационные метаморфозы, подтверждающие изменения характера героя, — неотъемлемая составляющая актерского мастерства Атлантова. В развитии интонации, в частности, как в зеркале отражаются этапы падения его Отелло. Прежде аристократичный праведный тон перерождается в раскаленный, сокрушительный зов мести и, в конце концов, в глубокую хандра и тихое безысходность. Партия Отелло стала одной из самых ярких работ Владимира Атлантова в Большом театре. Именно в этой роли воплотились неукротимый темперамент певца, его необыкновенная лиричность и высокая трагедийная патетика. После его выступления в роли Отелло в Большом театре и за рубежом (впервой за рубежом — в 1980 году, в Мюнхене) в прессе появились сообщения о том, что Атлантов признан лучшим Отелло. Певец был награжден призом «Золотое перышко критики» (Висбаден, 1972). В 1978 году он в числе семи лучших теноров мира был приглашен обозначиться в концерте, посвященном 100-летнему юбилею Энрико Карузо, проходившему в неаполитанском театре «Сан Карло». В 1987 году Владимир Атлантов был удостоен почетного титула Каммерзенгера Венской государственной оперы.

В 1988 году Владимир Атлантов покинул Москву и Большой театр, продолжив оперную карьеру за рубежом. Первой новой ролью певца за рубежом стал Князь Андрей в «Хованщине» Мусоргского, поставленной в Венской государственной опере в 1989 году. В том же году певец в первый раз выступил в партии Самсона в опере Сен-Санса «Самсон и Далила» в театре Западного Берлина. В 1995 году в Сан-Франциско в гастрольном спектакле Мариинского театра Владимир Атлантов спел новую для себя партию Финна в опере «Руслан и Людмила» Глинки. За рубежом певец впервой сделал партии Луиджи в опере «Плащ» Пуччини и Ричарда в опере «Бал-маскарад» Верди. Наиболее зачастую исполняемыми партиями Владимира Атлантова за рубежом оставались Герман, Канио и Отелло.

Уехав из России, Владимир Атлантов выступал на лучших сценах мира: «Ла Скала» (1990), «Метрополитен-опера» (1993, 1994), «Ковент-гарден» (1989,1993), Венская государственная опера (1988-1993), Опера Бастиль в Париже (1991, 1992), театр «Колон» в Буэнос-Айресе (1995), в оперных театрах Гамбурга (1988, 1989, 1992, 1993, 1995), Штуттгарта (1988-1993), Барселоны (1988, 1992), Западного Берлина (1988, 1989, 1991, 1993), в Термах Каракаллы в Риме (1990, 1994), в Мюнхене (1991, 1993, 1994), Лас-Пальмасе (1988, 1989), Питтсбурге (1990), Сан-Франциско (1990, 1996), Коста-Меса, США (1992, 1995, 1996), Филармонии Бостона (1991), Японии (Нагасаки, Осака, Токио; 1991, 1994), на фестивалях в Брегенце (1991), Арена ди Верона (1994). Последний спектакль с участием Владимира Атлантова — «Паяцы» состоялся 1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия).

Партнерами Владимира Атлантова на оперной сцене были как выдающиеся отечественные певцы — Тамара Милашкина, Галина Вишневская, Ирина Архипова, Елена Образцова, Юрий Мазурок, Иван Петров, Евгений Нестеренко, Мария Биешу, Маквала Касрашвили, Александр Ведерников, Артур Эйзен, Ирина Богачева, Людмила Филатова, Галина Ковалева, Мария Гулегина, Паата Бурчуладзе, Анатолий Кочерга, Владимир Чернов, Дмитрий Хворостовский, Сергей Лейферкус, Елена Заремба, Анна Нетребко, Галина Горчакова, — так и зарубежные солисты, посреди которых Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуччилли, Ренато Брузон, Катя Ричарелли, Агнес Бальца, Маргарит Прайс, Сэмюэл Рэми, Жозе Ван Дам, Рене Флемминг, Илеана Котрубас, Мати Талвела, Саймон Эстес, Джузеппе Таддеи, Джулия Варади, Кири Те Канава, Бернд Вайкль.

Среди дирижеров, с которыми выступал Владимир Атлантов, следует прозвать Константина Симеонова, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Валерия Гергиева, Бориса Хайкина, Юрия Симонова, Марка Эрмлера, Фуата Мансурова, Альгиса Жюрайтиса, Мстислава Ростроповича, Сейжи Озаву, Клаудио Аббадо, Лорина Маазеля, Мьюн-Вун Чунга, Аледи Фишера.

Ряд спектаклей с участием Владимира Атлантова снят на пленку. В Большом театре — это оперы «Садко» (дирижер Ю. Симонов, 1975) и «Пиковая дама» (дирижер М. Эрмлер, 1983), на Арена ди Верона — спектакль «Отелло» (дирижер Пешко, 1982), в Венской государственной опере — «Хованщина» (дирижер Аббадо, 1989) и «Пиковая дама» (дирижер Озава, 1991).

Певец снялся в телевизионных фильмах-операх: «Каменный гость» (режиссер В. Горикер, 1966), «Моя Кармен» (режиссер В. Окунцов, 1977), «Отелло» (режиссер В. Окунцов, 1979), телевизионном фильме-концерте «Такая большая любовь» (режиссер Л. Останкова, 1987), а ещё в телевизионных передачах «Где б ни был я» (режиссер В. Окунцов, 1973), «Царская ложа» (автор и ведущая Г. Мшанская, 2002).

С участием Владимира Атлантова фирмой «Мелодия» были выпущены комплекты оперных пластинок: «Борис Годунов» Мусоргского (дирижер М. Эрмлер, 1985), «Пиковая дама» Чайковского (дирижер М. Эрмлер, 1975), «Тоска» Пуччини (на итальянском языке, дирижер М. Эрмлер, 1977), «Чио-Чио-Сан» Пуччини (на итальянском языке, дирижер М. Эрмлер, 1973), «Царская невеста» Римского-Корсакова (дирижер Ф. Мансуров, 1973), «Франческа да Римини» Рахманинова (дирижер М. Эрмлер, 1976), «Иоланта» Чайковского (дирижер М. Эрмлер, 1977), «Каменный гость» Даргомыжского (дирижер М. Эрмлер, 1977), «Князь Игорь» Бородина (дирижер М. Эрмлер, 1970). За рубежом певец записал оперы «Евгений Онегин» (дирижер М. Ростропович, Париж, 1970), «Паяцы» (дирижер Гардели), «Хованщина» (дирижер Аббадо, 1990), «Пиковая дама» (дирижер Озава, 1991).

Владимир Атлантов сделал строй записей русских романсов (П. Чайковский, С. Рахманинов, В. Абаза, П. Булахов, Б. Шереметьев, А. Гурилев, Л. Малашкин, Н. Листов, А. Обухов) с аккомпаниатором Фаридой Халиловой, а кроме того в сопровождении секстета солистов оркестра Большого театра. В 1985-1987 годах им записан диск «Концертная серенада», куда вошли популярные песни и арии из оперетт на итальянском, испанском, немецком и английском языках (А. Лара, Ф. Легар, Ч. Бракко, Ф. Тости, С. Гастольдони, Д.М. Феррили, Н. Бродский, Р. Леонкавалло, Э. де Куртис, Н. Валенте, В. Д’Аннибале, Э. ди Капуа, А. Буцци-Печчиа, Э. Каннио).

С 7 по 15 сентября 2002 года Владимир Атлантов дал строй мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории, а кроме того в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15 сентября 2002 года певец принял участие в концерте «Голоса России великому городу», проходившем в Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 300-летия Петербурга. На V Конкурсе имени Римского-Корсакова, состоявшемся в Петербурге в ноябре 2002 года, Владимир Атлантов учредил особый приз «За артистизм», которым наградил Владислава Сулимского.

В.А. Атлантов — Народный артист СССР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1978), Каммерзенгер Венской государственной оперы (1987). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1981).

Живет в Вене и в Москве.

Post Your Comment Here

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

327 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>